среда, 5 января 2011 г.

Вся учеба кверху ... одним местом

Однажды к нам в группу (редакторов) пришла девушка из соседнего отдела (отправки документов) и попросила помочь... придумать предложения со словами "кверху" и "к верху". Это задание для какого-то класса средней школы (не помню, 5-6 или 7-й класс). Честно говоря, помогли мы ей не сразу... Спорили долго!

В основном все наши примеры сводились к тому, что употребляться в них должна была конструкция "к верху". Старались же еще подобрать "не очень заумные" (по просьбе родителя).

Наше предложение воспользоваться примером из классики или хотя бы из истории было отклонено, как слишком трудное для восприятия:

"Издревле на головах восточных славян всех сословий возвышались шапки, несколько расширяющиеся кверху. У крестьян шапки имели высокую тулью, сужались кверху, были скатаны из войлока".

Кстати, это отдельная психологическая тема - почему родители сами порой занижают планку своим детям. Ну как это предложение может быть трудным для восприятия в шестом классе? А еще я иногда слышу такие мнения от родителей: мол, учительница не правильно поймет...

В результате, как мы ни крутили туда-сюда разные примеры, так у нас нормального употребления наречия "кверху", кроме как с "сужающимися" или "расширяющимися" дополнениями к конструкции, не получалось. Когда мамочка сама уже, наслушавшись наших бредней (про правила), стала придумывать "простые предложения", типа "лисичка продвигалась к верху норы", мы стали кричать на нее, что это уже будет раздельное написание, и тогда мамочка остановилась на коротком "лисичка карабкалась кверху". В общем, обрубок какой-то, а не предложение!

Вот так люди, в погоне за простотой, скоро перестанут нас спрашивать, как правильно. Главное, не перегрузить знаниями себя, ребенка - И УЧИТЕЛЯ! Мы этой девушке говорим: "Ну ты хоть объясни ребенку разницу! Вдруг учительница на этом не будет отдельно останавливаться". (Вроде обещала объяснить. А пример оставила свой.)

Потом спрашивали у нее: "Ну и что поставили?" - "Четыре - но не за это, а за всю работу в целом, там было много заданий".
"А эти примеры обсуждали?" - "Нет".

Самое главное, что мамочка не против, чтобы ребенок поступал впоследствии на филфак. Так вот...

На всякий случай напоминаю: правописание наречий и наречных сочетаний, возникших из сочетаний "предлог + существительное в определённом падеже", во многом определяется традицией. Поэтому при затруднении следует обращаться к орфографическим словарям.

Изображение - savepic.org — сервис хранения изображений

Комментариев нет:

Отправить комментарий